Даешь агит-петрушку!

Лучшим интерпретатором агитки был бы петрушечный театр. К сожалению, в этой сфере он не нашел себе места. А жаль! Народный кукольный театр, разыгрывающий агит-песни Демьяна Бедного, имел бы немалый успех.

Петрушка — это динамический лубок, гениальное упрощение театра. Петрушка предельно доступен. Весь театр состоит из одного артиста, десятка кукол, ширм и копеечного реквизита. На вокзалах, на площадях, в трактирах, на рынках и постоялых дворах Петрушка способен привлекать и обслуживать тысячи народу ежедневно. Кукол легко изготовить; кукольника легко обучить; реквизит прост, а репертуар неисчерпаем у Демьяна. Ах, как жаль, что в годы войны мы не создали демьяновского петрушечного балаганчика! Просто досадно, как это проглядели. Резкий голос, пестрые наряды, ломкие фигуры, заостренные жесты — как все это хорошо для агитации. Буффонады Демьяна, разыгранные в примитивах кукольного театра, имели бы колоссальный успех. Пьески Демьяна, его басни, картинки, его частушки так насыщены действием, что ориентировать их для Петрушки очень легко. Здесь же можно использовать гармонику. Оркестр Петрушки весьма несложен: тальянка, свисток, трещотка, барабан. Специалисты кукольного театра утверждают, что лучшая музыка для Петрушки — названные инструменты. Да ведь они так подходят к репертуару Демьяна Бедного! А репертуар традиционного Петрушки пора обновить. Все эти короли, королевы, принцессы, Баба-Яга, черти, глупые негры, вороватые цыгане... — долой весь этот хлам! Заведем вместо них новых кукол-персонажей: попа, красноармейца, кулака, коммуниста... Особенно блестящий успех этого агит-театра представляется нам в областях и губерниях национальных меньшинств, где куклы переодеваются в местные национальные костюмы и приобретают местное обличье. Агитка Демьяна в интерпретации Петрушки имела бы здесь невиданную удачу. Местное население слабо владеет русским языком, но где неизвестное слово скользнуло бы мимо уха, там поможет выразительный жест, а весь коллектив зрителей истолкует пьесу безошибочно.

Не раз приходилось наблюдать общение, устанавливающееся между публикой и Петрушкой. Вот в школе разыгрывается басня Крылова. Заканчивается спектакль появлением Крылова (кукла-портрет). Ребята встречают его приветом: «Здравствуйте, дедушка Иван Андреевич!..» Какой восторг вызвал бы у зрителей появившийся вдруг перед ними Демьян Бедный.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Статистика