Антропологизация образовательного пространства: школа, университет
Если школа, и является "институтом", который "сделан" нами, взрослыми, она все же выполняет функцию становления имеющегося ребенка, следовательно, школу следует понимать в первую очередь в этой ее антропологической функции.
Со школы нет возврата! Одноклассников не избирают, но мы связаны с ними не так судьбоносно, как с матерью, отцом, братьями и сестрами. Здесь не существует ничего, что мне принадлежит: будь-то моя парта или мой стул, мой стол или мой крючок в гардеробной. Здесь нет заместителей. Если я заплачу в школе, то там будет так же мало интимности, как и в каком-то другом публичном месте, чтобы дать волю моей трагедии.
Оперативная помощь для студентов — решаем задачи по материаловедению, физике, химии и др. дисциплинам на платной основе. Гарантируем высокое качество решения задач и оперативность.
Двойная функция воспитателя кроется в феномене и фактичности того, что воспитатель должен выступать в качестве посредника между ребенком и культурой. С точки зрения общества, воспитатель должен занимать позицию и выполнять функцию "защитника культуры" или же "защитника общества". Ссылаясь на аргументацию Ноля, можно сказать, что взрослый является живым носителем культуры, ее ценностей и смыслов. На основании этих качеств он является достаточно квалифицированным и компетентным, чтобы влиять на молодых людей. Следовательно, он должен воспитывать, ради поддержки и реализации ценностей и смыслов.
С позиции же ребенка, то есть как представитель его потребностей и интересов воспитатель должен одновременно быть "адвокатом ребенка". В горизонте идеи образования Ноля это может означать только то, что воспитатель должен "разреживать" культурное наследие, чтобы донести ее до ребенка. Следствием этого является то, что "объективность" или "объективный дух" культуры ресубъективируется. Следовательно, ребенка следует научить спорить с миром культуры, экспериментировать с ним, испытать, упорядочивать, научить по-новому его определять и переопределить. Для этого необходимо иметь пространство для экспериментирования и для игры. Следовательно, культура живет только тогда, когда она реализуется в действиях, мышлении и вещании человека.
Важной почвой образования как воплощение идеи университета есть первобытное стремление к знаниям. Познание для него самоцель. Человеческое существо, которое вырастает в таком образовании, - непреклонно и в то же время безгранично скромное. А что может быть смыслом бытия, конечной целью - этого не определишь лишь познанием. Во всяком случае существует единственная конечная цель: мир хочет быть познанным. В Университете исследуют не только потому, что это творит основу для научной учебы практических профессий, но и потому, что университет существует для исследований, и в них его смысл. Студент - это работник-начинающий и исследователь-начинающий; если он уже раз почувствовал уклон к постоянному идейному росту, то остается на всю жизнь философом и научным работником, даже тогда, когда проявит себя как специалист практик, который творит реальность не менее производительную, чем научные достижения в узком, дословном значении.